David Cohen
Зам министра финансов США
«Любой иностранный банк, который примет платеж Moallem рискует лишиться возможности вести бизнес в США…»
Андрей Иванов
Начальник УТФ и ФИ Сбербанка
«Преобладать в использовании будет постимпортное финансирование аккредитивов…»
Анна Великанова
Управляющий NIBUR
«Сейчас выгоднее получить кредит для финансирования приобретения товаров из Китая в странах ЕС и США…»
Главная  |  Авторы  |  Интервью с экспертами  |  Опыт компаний  |  Аналитика рынков  |  Рэнкинги  |  Азбука  |  Мероприятия  |  Архив WB

МАТЕРИАЛ


Все, что вы не знали о форфейтинге

«Форфейтинг, возможно, один из самых недопонимаемых предпринимателями финансовых терминов», – говорит Софоклес Парапанос, управляющий директор компании TFI Public Company Limited. Однако суть этого инструмента довольно проста, и он таит в себе массу преимуществ для предприятий, ведущих международную деятельность.

1. Что такое форфейтинг?
Само слово «форфейтинг» происходит от французского «a forfai», то есть «целиком, общей суммой». Современный экономический словарь приводит такое определение форфейтинга: «Кредитование экспорта путем покупки коммерческих векселей без оборота на продавца; форма кредитования экспортеров, продавцов при продаже товаров, применяемая чаще всего во внешнеторговых операциях».
Основные участники классической операции – экспортер и импортер продукции, форфейтер (банк или финансовый институт, выкупающий у экспортера денежное обязательство импортера), экспортное кредитное агентство страны-экспортера, страхующее сделку, и банк страны экспортера, также выступающий в качестве гаранта.
Организатором финансирования экспорта отечественного предприятия, как правило, выступает финансовая компания или российский банк. В привязке к форфейтинговой сделке, то есть при наличии договора с форфейтером, отечественный банк может предоставить производителю предэкспортное финансирование.
Форфейтинг появился в 1960-е годы, когда целый ряд стран с растущей экономикой нуждался в западных товарах, технологиях и оборудовании, однако средств для их прямой покупки в этих странах не было. Рассказывая о форфейтинге, ряд источников уточняет, что форфейтинг родился в Цюрихе, когда местные банки стали использовать этот механизм для финансирования покупки зерновых культур странами Западной Европы в США. Конкуренция на этом рынке становилась все жестче, а покупатели начали требовать увеличения сроков отсрочки платежа с привычных 90 дней до 180 дней. Изменилась и структура мировой торговли: увеличился удельный вес дорогостоящих товаров с относительно длительным циклом производства. Роль кредита в развитии международной торговли возросла. Тогда банкиры и придумали, как одновременно удовлетворить интересы покупателя, продавца и, конечно, собственные.

2. В каких случаях форфейтинг удобен для экспортера?
Форфейтинг – пожалуй, оптимальный способ финансирования импортно-экспортных поставок. (Подробнее о схемах и возможностях финансирования импорта читайте в WB №3, октябрь 2008 г.)
Форфейтингом могут пользоваться любые российские предприятия, производящие машины и оборудование, различные товары и сырье, а также компании, которые предлагают проектные услуги и услуги по строительству промышленных и инфраструктурных объектов инвестиционного характера за рубежом. Объектом такого финансирования могут стать и различные решения в сфере высоких технологий.
Как правило, форфейтинг подразумевает среднесрочное финансирование, то есть сроком до пяти лет. Когда речь идет о реализации проектов инвестиционного характера, срок финансирования может быть увеличен до 10 и даже более лет.
Воспользоваться форфейтинговой схемой можно и при поставках товара в западные страны, однако наиболее распространено финансирование поставок на развивающиеся рынки. Кстати, здесь кроются дополнительные возможности именно для отечественных производителей. В силу исторических причин – дружбы СССР с развивающимися рынками, такими как Куба, страны Африки и др. – российские товары, услуги и оборудование имеют здесь определенную репутацию.

3. Чем форфейтинг отличается от факторинга?
Если и форфейтинг, и факторинг подразумевают под собой продажу дебиторской задолженности предприятия банку или финансовой компании, то в чем разница? Существенное отличие – это срок предоставления средств. В рамках факторинга приобретается задолженность сроком до 2-3 месяцев, при форфейтинге – сроком на несколько лет. Минимальный срок жизни денежного обязательства, который может заинтересовать форфейтера, – шесть месяцев. Факторинг может быть безрегрессным и регрессным, когда требование о погашении задолженности покупателя может быть обращено к продавцу. Обязательство же форфейтера выкупить долговое обязательство покупателя является, как говорят участники рынка, безусловным и безрегрессным. Дебиторская задолженность имеет документарную форму, то есть включена в вексель, аккредитив или банковскую гарантию.

4. Сколько стоит форфейтинг?
Долговое обязательство покупателя приобретается с дисконтом. Его размер определяется индивидуально и зависит от многих факторов: срок и объем финансирования, страна импортера, валюта операции, срок и график погашения долга и многие др. В целом, стоимость финансирования складывается из стоимости капитала на международном рынке, то есть ставки Libor, и оценки рисков, которые берет на себя форфейтер. Если сделка инициируется через посредника, его комиссия обойдется еще в 0,5-2% от суммы поставки. Стоимость операции можно заранее зашить в стоимость контракта.

5. В чем преимущества форфейтинга?
Форфейтинг обладает рядом преимуществ, как для импортера, так и для экспортера.
Экспортер, прежде всего, получает мощное конкурентное преимущество в виде отсрочки платежа до 100% стоимости контракта. Продавая форфейтеру долговое обязательство (за вычетом дисконта), поставщик страхует себя от неплатежа со стороны покупателя. Он не отвлекается на изучение экономической ситуации в стране импортера и платежеспособности самого контрагента, а спокойно продолжает вести свой бизнес. Эта выгода особенно актуальна применительно к растущим рынкам, риски которых предприятие – и особенно, предприятие-новичок – не может оценить самостоятельно. Пользуясь финансированием экспорта, производитель может значительно расширить географию своей деятельности, осваивая новые рынки. Комиссию за организацию сделки, как уже отмечалось, можно зашить в стоимость торгового контракта.

6. Каковы риски экспортера?
От рисков как таковых – политических, валютных и коммерческих – экспортер застрахован соглашением с форфейтером. Поэтому есть смысл предупредить о некоторых сложностях, которые могут возникнуть.
Если забыть о том, что форфейтинг на российском рынке только развивается и что получить финансирование сегодня не так просто, то самым трудным окажется сама процедура организации. Не то чтобы она очень сложная, просто переговоры и подготовительный этап могут занять значительно больше времени, чем планировалось. Поэтому приступать к организации финансирования нужно как можно раньше.
Другой распространенной на практике проблемой являются импортные пошлины страны партнера. С учетом этой статьи расходов, а также стоимости финансирования для импортера, продукция российского предприятия может оказаться значительно дороже. В зависимости от того, на какой дисконт от поставки готов пойти экспортер, он может предложить импортеру поделить с ним стоимость финансирования.

7. С чего начать?
Обратиться в финансовую компанию, организующую форфейтирование, или выступающий в качестве агента российский банк. В лучшем случае все участники сделки объединятся в торгово-финансовую цепочку через несколько недель. В худшем – через несколько месяцев.
Отметим также, что инициировать процесс может и компания-импортер. В зависимости от ваших отношений с покупателем и его – с зарубежным банком, вы можете исключить из схемы финансирования «лишнее звено» в виде организатора сделки с российской стороны.

8. Как это работает?
Классическая схема форфейтирования приведена в блок-схеме.


ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЭКСПОРТНЫХ ПОСТАВОК
Финансирование экспорта осуществляется средствами зарубежных банков и финансовых структур. Экспортер может обратиться сразу к форфейтеру. Действия будут следующими:

1 Экспортер связывается с форфейтером и запрашивает информацию о стоимости финансирования. Получив ответ, решает, приемлемы ли предлагаемые условия.

2 Если предлагаемые условия интересны, экспортер заключает контракт на поставку, с учетом условий финансирования.

3 Экспортер заключает с форфейтером соглашение (договор цессии) о выкупе платежного обязательства импортера.

4 Отгрузка продукции.

5 Предоставление документов, подтверждающих факт отгрузки товара.

6 Оплата.
В сделке может участвовать и российский банк (финансовая компания). Практически всегда он выступает в роли агента, перепродающего услугу зарубежной финансовой структуры. Если российский банк участвует в сделке собственными средствами – а это могут позволить себе только крупнейшие банки, – финансирование лишается своей «изюминки», то есть характерной для зарубежного рынка капитала низкой стоимости, (Libor + маржа банка от 0,25 до 3% + риск страны).


Форфейтер спросит:
– кто является экспортером продукции, а кто – импортером,
– о каком товаре идет речь,
– срок, продолжительность, сумма и валюта платежа контракта,
какие долговые инструменты будут использованы при сделке – простой или переводной вексель, аккредитив; гарантии (авалирование),
– другие данные.
Форфейтору потребуются:
– копия контракта,
– копия подписанного инвойса,
– копии документов об отправке товара импортеру,
– передаточная запись (извещение гаранту),
– гарантийное письмо (аваль).


Источник: ВАНДЕРБИЛЬД


Кол-во комментариев0 Кол-во просмотров109


ТЕГИ:
Темы: Экспортное финансирование 
Компании и организации: TFI 
Персоны: Софоклес Парапанос 
Отрасли: Банки 
Страны:





 
О проекте | Редакция | Партнеры