Виктор Ишаев
Министр РФ по развитию Дальнего Востока
«Вступление России в ВТО требует наработки новых механизмов в сфере поддержки государством своих с/х производителей».
Александр Иванов
Заместитель Председателя Внешэкономбанка
«Стоимость привлечения ресурсов ВЭБом соответствует ставке купона размещенного летом выпуска 10-летних еврооблигаций, составляющей 6,025% годовых».
Бехнам Гурбанзаде
Директор департамента Исламского банкинга МБА
«МБА хотел бы создать твердую платформу для исламского банкинга в Азербайджане и использовать это в операциях своих "дочек" в России».
Главная  |  Авторы  |  Интервью с экспертами  |  Опыт компаний  |  Аналитика рынков  |  Рэнкинги  |  Азбука  |  Мероприятия  |  Справочник  |  Архив WB

МАТЕРИАЛ


Не нужен нам экспорт российский?

Кто не наслышан о том, что столп российской экономики – сырьевой экспорт? И чем дальше, тем больше уверенности, что экспорт продуктов глубокой переработки еще не скоро придет ему на смену. Вроде бы и государство принимает меры по поддержке экспортеров... Вроде бы и банки предлагают программы финансирования экспорта... А ощущение импортозависимости не исчезает.

В любой стране, заинтересованной в экспорте продукции существует – и работает – система государственной поддержки национальных производителей. До адресатов она доходит через экспортные кредитные агентства (ЭКА) и агентства по поддержке экспорта. И те, и другие являются государственными структурами, активно участвующими во внешнеэкономической деятельности предприятий. Подробнее о деятельности зарубежных ЭКА читайте в WB №3, октябрь 2008 г.

Первые шаги господдержки
Российские чиновники хмурят лбы над вопросами поддержки экспортеров с 1993 года, когда была образована Межведомственная комиссия по стимулированию промышленного экспорта и принято решение о создании Российского экспортно-импортного банка («Росэксимбанк»). Спустя десять лет, в 2003 году, появилась «Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) политики поддержки экспорта промышленной продукции в РФ». Именно в ней были определены цели, задачи, приоритеты и меры по поддержке экспорта. В качестве мер были названы государственные гарантии, расширение экспортного кредитования, создание механизма возмещения части ставок по кредитам.
Презентуя Концепцию общественности, занимавший тогда пост министра экономики Герман Греф выразил надежду и даже уверенность в том, что документ, наконец, окажется рабочим.
Итоги первого года действия Концепции оказались неубедительными даже для министра. «Мы упустили время. Несмотря на то, что имеется вся необходимая нормативная база, приходится признать, что 2004 год для поддержки экспорта промпродукции российского производителя мы потеряли», – говорил он о первых результатах действия документа. Основной рост экспорта был все также связан с поставкой энергоносителей, а доля машинотехнических изделий по итогам 2004 года составила лишь 9%. Для сравнения: в развитых странах на экспорт машин и оборудования приходится до 40% общего объема поставок товаров за рубеж. Не поставленный российскими предприятиями рекорд Греф объяснил, в частности «низкой конкурентной способностью российских товаров машинотехнической группы».

На пороге современности
Если верить цифрам, то сегодня определенные результаты государственной поддержки российских экспортеров есть. К примеру, в 2005 году на субсидирование ставок по кредитам экспортерам в бюджете было предусмотрено 3 млрд рублей, а реально выделено – в три раза меньше. Ярое осуждение чиновников и бюджетной политики может оказаться преждевременным: в 1997 году экспортеры получили с теми же целями в 30 раз меньше, чем планировалось!
Растут и объемы финансирования, предусмотренного для предоставления государственных гарантий по экспортным контрактам. Если в 2005 году этот объем составлял $600 млн, то в 2008 – $1 млрд, в этом – уже $2 млрд.
Какой объем финансирования по субсидированию ставок и госгарантиям будет выбрано на выходе, на фоне кризиса особенно не понятно.

Реальность, как она есть
Однако круг предприятий, получающих государственные гарантии и средства в рамках субсидирования ставок, остается крайне узким. В годовых отчетах «Росэксимбанка» фигурируют проекты, бюджет которых нередко превышает $1 млрд. Неоднозначная ситуация сохраняется и с субсидированием кредитных ставок. Большинству производителей так и не удается схватить удачу за хвост.
«Мы пытались получить возмещение, писали заявки в Минпромэнерго (предоставляет субсидирование ставок. – Примеч. ред.), но никаких средств по нашим коммерческим кредитам государство не компенсировало», – говорил в одном из интервью три года назад директор по сбыту «Силовых машин» Станислав Архипов.
«Эффективных государственных финансовых инструментов для поддержки российских экспортеров зерна сегодня не существует, – уверен заместитель генерального директора, финансовый директор группы «Разгуляй» Андрей Поляков. – Хотя определенная работа в этом направлении и ведется. Как только такие инструменты будут представлены на рынке, мы непременно ими воспользуемся».
Если даже предприятия уровня «Силовых машин» и группы «Разгуляй» не довольны ситуацией с государственной поддержкой экспортеров, то что говорить о малых и средних производителях, чьих претензий вообще никто не слышит.
Однако само государство не спешит сегодня соглашаться с тем, что воз господдержки никуда не движется.
«Вы посмотрите наши годовые отчеты, – говорит WB на условиях анонимности представитель «Росэксимбанка». – Мы реально предоставляем российским предприятиям господдержку, а не рассказываем о ней. Нам некогда заниматься пиаром, поэтому в прессе и встречаются утверждения типа «До сих пор непонятно, чем занимается «Росэксимбанк».
Если посмотреть-таки отчеты банка, станет очевидно: господдержке есть, к чему стремиться. По данным «Росэксимбанка», в 2007 году он провел анализ документации «более чем по 30 обращениям экспортеров». За год было выставлено четыре государственных гарантии РФ на общую сумму в $119,2 млн. Для сравнения: экспортные кредитные агентства в развитых странах предоставляют государственные гарантии как минимум по десяткам (!) экспортных контрактов.

А банки что?
Специалисты единодушны: финансирование экспорта в виде форфейтирования, то есть выкупа платежного требования покупателя продукции с дисконтом, на российском рынке находится только на стадии развития. (Подробнее о форфейтинге – на с. 58.)
Предлагая форфейтинговые схемы клиентам, российские банки выступают в качестве агентов, перепродающих услуги западных финансовых учреждений. Впрочем, работая с экспортерами, российские кредитные учреждения могут участвовать и собственными средствами. Как правило, они предоставляются российским предприятиям в качестве прямого финансирования экспортера, в том числе – на предэкспортных условиях.
И форфейтинг, и кредитование экспортеров из-за кризиса обрели что-то общее с господдержкой: воспользоваться этими инструментами финансирования стало несколько сложнее.
«Второе полугодие 2008 года оказалось непростым для международного финансового рынка. Нестабильная ситуация привела к резкому изменению целей и приоритетов кредитной политики большинства банков и к снижению объемов предоставляемого финансирования, – подчеркивает общие для финансовых рынков тенденции начальник управления торгового и структурного финансирования «БТА Банка» Елена Кузина. – Критерии отбора потенциальных заемщиков ужесточились: существенно повысились требования к оценке проектов, а также к качеству обеспечения финансирования. В целом рынок отреагировал на кризис адекватно: участники рынка пытаются оптимизировать свои издержки, адаптировать предлагаемые продукты к текущей ситуации, укреплять и поддерживать отношения с контрагентами».
«На данный момент ситуация с финансированием экспорта выглядит довольно плачевно, – констатирует Нина Елгина, заместитель директора департамента корпоративных клиентов банка «Алемар».
– Оно предусматривает выдачу западным банком «живых» денежных средств на основании контрактов на поставку, а в условиях финансового кризиса и кризиса доверия кредитование в счет будущих поступлений экспортной выручки оказалось неприемлемым для большинства иностранных финансовых институтов. Средства предоставляются в исключительных случаях только тем российским банкам, лимит доверия к которым превышает уровень риска».
С ограниченностью свободных финансовых ресурсов у банков, предназначенных, в том числе, для финансирования экспорта согласна начальник управления торгового и структурного финансирования «БТА Банка» Елена Кузина.
«Думаю, в 2009 году банки будут и дальше сокращать выделение средств для финансирования внешнеторговых операций, – полагает она. – Следовательно, будут уменьшаться их объемы».
Вице-президент «Банка Москвы» Павел Горбацевич настроен чуть более оптимистично. «Бума не предвидится, – согласен он. – Однако по отдельным продуктам возможен эпизодический рост спроса в течение 2009 года ввиду ослабления рубля и повышения эффективности экспорта, а также снижения отпускных цен в РФ на сырье и полуфабрикаты. Это будет стимулировать экспортно-ориентированные отрасли экономики, в том числе и предприятия машиностроения, имеющие экспортный потенциал».
Как подчеркивает Павел Горбацевич, рост спроса со стороны предприятий, ведущих международную деятельность, можно ожидать по следующим продуктам: гарантиям на участие в торгах; гарантиям должного исполнения и возврата аванса, которые являются необходимыми инструментами управления рисками в международной торговле машинотехнической продукции; аккредитивам и финансированию с покрытием экспортных кредитных агентств; финансированию на предэкспортных условиях.

Требования банков к клиентам
При прямом финансировании экспортеров в целом к заемщику предъявляются те же требования, что и при классическом кредитовании.
«Для принятия решения о предоставлении финансирования проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности компании или группы компаний, оценка и анализ ликвидности залогового обеспечения, – рассказывает Нина Елгина из банка «Алемар». – Преимущества предэкспортного финансирования заключаются в том, что в данном случае используются ресурсы западного банка, стоимость которых значительно ниже, чем отечественных. Поэтому стоимость заемных средств для клиента также меняется в меньшую сторону. До кризиса использование подобной системы кредитования обходилось экспортеру на 2-4% дешевле, чем обычный кредит. На данный момент сумма разрыва значительно увеличилась, вот только получить подобное финансирование у западного банка стало гораздо труднее, так многие иностранные банки вообще закрыли лимиты на подобные сделки, особенно на направлении с Россией».
В «Банке Москвы» от экспортеров ждут финансовой устойчивости, стабильности в текущей деятельности, ясных перспектив развития бизнеса и наличия портфеля заказов.
«Принимаются во внимание и многие другие факторы, – подчеркивает Павел Горбацевич. – Также важна репутация экспортера и опыт его работы на международном рынке. Желательно также, чтобы экспортером были комплексно востребованы предлагаемые банком продукты: кредиты, гарантии, предэкспортное финансирование, финансирование закупок комплектующих по импорту, расчетное обслуживание и даже банковские услуги, непосредственно не связанные с внешнеэкономической деятельностью».

Где деньги лежат?
Одним из выходов в ситуации, когда банки ужесточают требования к заемщикам и сокращают объемы финансирования экспорта, может стать обращение в российский филиал иностранной кредитной организации. По крайней мере, банкиру проще убедить головную структуру в финансировании собственного же клиента, чем доказывать зарубежному коллеге, что российские рейтинги и мировой кризис – еще не повод закрывать лимиты кредитования на наше отечество.
Второй вариант – пытать счастья в российских банках: программы торгового финансирования продолжают действовать.
«Одним из наиболее распространенных регионов развития бизнеса корпоративных клиентов банка является Юго-Восточная Азия, в частности – импорт потребительской продукции из Китая и Гонконга, – делится опытом Елена Кузина из «БТА Банка». – Объем выпущенных инструментов торгового финансирования, покрывающих внешнеторговые операции с Юго-Восточной Азией, составляет около 20% общего портфеля торгового финансирования. Несмотря на кризисную ситуацию и консервативность этого региона, в конце 2008 года более 60 импортеров дали согласие на принятие прямого риска по операциям торгового финансирования банка. Общий объем операций превышает $15 млн».
Экспортеру, рассчитывающему на продажу денежного требования импорта, лучше обратиться в зарубежную форфейтинговую организацию. Во-первых, он сэкономит на комиссии. Во-вторых, шанс получить финансирование окажется в некотором смысле даже выше, чем при обращении в российский банк: форфейтеру не придется оценивать риск банка.

ЧТО ТАКОЕ ПРЕДЭКСПОРТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Предэкспортное финансирование – финансирование предприятия под будущую выручку, ожидаемую от экспортной реализации товара. Предоставляется производителям на стадии производства, отгрузки продукции. Позволяет избежать оттока оборотных средств и более активно использовать имеющиеся ресурсы.
Для получения предэкспортного финансирования, компания должна предоставить:
· финансовую отчетность;
· технико-экономическое обоснование (бизнес-план) кредитуемой сделки;
· договоры на поставку и реализацию, заключенные с иностранными контрагентами;
· учредительные документы.
Финансирование предоставляется после того, как:
· клиент заключает экспортный контракт с импортером;
· банк импортера открывает безотзывный аккредитив в пользу экспортера;
· экспортер переуступает банку права требования по контракту;
· банк финансирует клиента (за счет средств, полученных от зарубежного банка).

Обеспечением по кредита, выдаваемого экспортеру, являются переуступка прав требования и залог сырья.

В качестве залога также могут выступать:
· товарно-материальные ценности;
· ценные бумаги;
· оборудование;
· обороты по счету;
· поручительства третьих лиц;
· гарантия другого банка.


Как государство поддерживало экспортеров
1993 1995 1996
В марте создана Межведомственная комиссия по стимулированию промышленного экспорта. В июле принято решение о создании «Российского экспортно-импортного банка». Правительство активно берется за формирование политики господдержки экспорта. Принимается целый ряд нормативно-правовых актов. Российские предприятия продолжают терять традиционные для СССР рынки сбыта за рубежом. Принята первая Федеральная программа развития экспорта. Сформулированы основные направления господдержки экспортеров, финансово-экономическое содействие выделено отдельным блоком. В России появляется аналог зарубежных ЭКА – «Росэксимгарант».
1997 1998 1999
В рамках программы развития экспорта финансируются проекты, одобренные Минэкономразвития еще в прошлом году. Вместо запланированных 2 и 5 трлн рублей (в 1996 и 1997 гг.) ассигнования на поддержку экспорта по факту составляют 230 млрд рублей, то есть в 30 раз меньше В федеральном бюджете не предусмотрены средства по статье «поддержка экспорта». Более того, из бюджетного классификатора выпала сама статья. Такая ситуация сохранится вплоть до 2001 года. Принято постановление правительства РФ «О предоставлении бюджетных ссуд для реализации высокоэффективных контрактов на производство и поставку продукции, в том числе на экспорт». Характер ссуд – возвратный, срочный и платный. Плата установлена в размере 1/3 ставки рефинансирования. За год Минэкономразвития получается заявки от 36 предприятий-экспортеров на предоставление 1,8 млрд рублей. Отбор проходят экспортные проекты, для реализации которых необходимо 0,9 млрд руб. По причине отсутствия финансирования работа в этом направлении приостанавливается.
2001 2003 2006
В Федеральном послании президента РФ ставится задача уйти от сырьевой ориентации экономики и диверсифицировать структуру производства и экспорта. Разработана и одобрена правительством РФ «Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) политики поддержки экспорта промышленной продукции в РФ». Федеральным законом «О бюджете на 2006 год» предусмотрено целевое выделение $1млрд на цели гарантийной поддержки экспорта и 3 млрд рублей для субсидирования ставок.
2007 2008 год
На цели поддержки экспорта предполагается выделить $3,5 млрд. Основную роль в поддержке экспорта должен играть создаваемый Банк развития («Внешэкономбанк»). За 15 лет изменилось немногое. Бизнес все так же не видит эффективных мер по поддержке российских экспортеров.


ОБЪЕМ ГОСГАРАНТИИ РОССИЙСКИМ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ, $МЛН
ГЕОГРАФИЯ ГОСГАРАНТИЙ "РОСЭКСИМБАНКА", %

Источник: "Росэксимбанк", на 01.01.2008 г.

Источник: "Росэксимбанк", по итогам 2007 г.


Источник: ВАНДЕРБИЛЬД


Кол-во комментариев0 Кол-во просмотров988







 
О проекте | Редакция | Партнеры